ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

   

Форма входа  

   

Главное меню  

   

Отзывы о школе  





   

Наставничество в 2022 - 2023 учебном году

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в 2022-2023 гг.

Целевая региональная модель наставничества

Нормативно-правовые документы

Приказ "Об утверждении и внедрении программы наставничества"

Положение о наставничестве МОБУ ООШ №16 д. Кулиш

Программа наставничества МОБУ ООШ №16 д. Кулиш

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних для обучающихся 1-9 классов на 2020-2023 годы

Ментальная карта наставничества ХК ИРО

Чек-лист ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ХК ИРО

Портфолио

Портфолио наставника

Что такое наставничество?

Наставничество это...

Каждый ученик в первые дни школы получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку, весьма велик. Это может привести к тому, что ребенок потеряет интерес к обучению и возможность с удовольствием принимать участия в кружках внеурочной деятельности.

Далеко не всегда дети внимательны на уроке, когда учитель объясняет, что и как надо сделать. Самостоятельно разобраться в непонятном материале такой школьник вряд ли захочет и сможет. И тут на помощь приходят старшие наставники, помогают «младшеньким» в процессе выполнения различных заданий.

В последнее время наметилась тенденция к возрождению института наставничества. В условиях «информационного» поколения роль «старшего товарища» выполняется «наставником».

Термин «наставничество» введен здесь для обозначения сложного комплекса взаимоотношений, целенаправленно формируемых для решения различных проблем: от социализации до овладения детьми личностными/коммуникативными/регулятивными учебными действиями. В основе этого метода лежит принцип конструирования взаимоотношений участниками, один из которых старше другого. Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный метод обучения. Его еще с древних времен использовали ремесленники: молодые подмастерья, работая рядом с мастером, изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, примеров его применения особенно много. В Советском Союзе наставничество носило форму общественной заботы о молодых людях и играло роль «социального лифта», когда неопытный специалист попадал под пристальное внимание профессионала и мог на примере освоить практические навыки. Сейчас мы возрождаем эти традиции.

Цель нашей работы: способствовать формированию сущностных характеристик наставничества, применительных для большинства контекстов его практической реализации через раскрытие структуры наставнической деятельности старший ребенок-младший ребенок.

Выбранный метод ориентирован на выполнение следующих значимых для школы задач:

  • Показ генезиса развития, сущности, содержания и структуры организации института наставничества.
  • Определение организационных условий развития института наставничества в современной образовательной среде.
  • Выявление эффективности функционирования системы наставничества.
  • Улучшение качества подготовки старших детей по выбранным направлениям внеурочной и урочной деятельности.
  • Быстрое освоение культуры общения, формирование позитивного отношения к учебе (ребята постарше весьма внимательно относятся к товарищам помладше и, естественно, стараются создать для них ситуацию успеха). Благодаря личностному подходу при наставничестве происходит быстрое распространение в коллективе правильных личностных ценностей.
  • Внедрение программы, где учащиеся-наставники демонстрируют своим подопечным одобряемые стандарты поведения.
  • Формирование сплоченного грамотного коллектива. Работа старшего ученика-наставника с учеником младших классов позволяет ребенку ощущать себя в безопасности, заочно сверять свои мысли и действия с мнением коллектива. А через наставника ребенок начинает строить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми. Сами старшеклассники перестают ощущать себя «объектами воспитания», начинают отождествлять себя со взрослыми, что резко изменяет их позицию по отношению к собственному развитию. Стараются работать лучше, т.к. на них смотрят новички, берут с них пример, а это, в свою очередь, стимулирует повышение результативности работы.

В процесс формальной и неформальной передачи знаний, практического опыта, оказания помощи и поддержки наставляемому ребенку огромную роль играет личность наставника – далеко не каждый ученик может стать наставником. Наставник должен обладать рядом характеристик – в первую очередь, это желание и возможность делиться своими знаниями, ответственность, отзывчивость, целеустремленность, чувство такта, самоорганизованность и т.д. Таких людей не так много даже в крупных компаниях, соответственно, для того чтобы система наставничества постоянно и эффективно работала и развивалась, стремилась к достижению целей учреждения, и все накопленные в школе знания трансформировались и передавались, способствуя становлению самообучающейся организации, необходимо выстроить эффективную систему (программу) наставничества в образовательном учреждении.

Примерный профессионально-психологический портрет наставника:

  • способен взять на себя лидерство;
  • является частью команды;
  • проявляет терпение и готовность работать с другими людьми;
  • инициативен;
  • готов принять на себя ответственность наставника;
  • готов помочь ученику в установке целей работы;
  • понимает, что в процессе обучения могут быть необходимы изменения, то есть не рассматривает первоначальный план как догму;
  • обладает чувством такта и дипломатичен при работе с другими людьми, которые могут быть из других возрастных и культурных групп;
  • проявляет личную заинтересованность в ученике и помогает ему успешно пройти программу;
  • помогает ученику обрести уверенность в себе;
  • терпелив;
  • организует ясное, открытое двустороннее общение;
  • понимает разницу в стилях обучения, личных качествах учеников;
  • оказывает поддержку или конструктивную критику при необходимости и помогает совершенствоваться в течение программы;
  • помогает развивать креативное мышление и навыки решения проблем;
  • понимает всю важность и ответственность роли, которую он играет, и получает удовлетворение от этой работы;
  • дает ученику информацию о работодателе, которая поможет ему адаптироваться в данной компании и в этой отрасли вообще;
  • учит собственным примером;
  • помогает ученику приобрести такие жизненные навыки, как планирование времени, принятие на себя новых обязанностей, умение справляться со стрессом, умение конструктивно критиковать и принимать критику.
  • наставник - это не надсмотрщик. Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и подопечным, роль же надзирателя/инспектора будет противоречить воспитательной роли наставника.

Примером эффективной программы наставничества в управления талантами являются два созданных на базе школы коллектива.

Одной из приоритетных задач является становление самообучающейся организации, поэтому тема наставничества особенно важна. Программа «Наставничество» – это комплексная программа, направленная развитие нравственных качеств учащихся.

Первым таким коллективом представляем отряд юных инспекторов движения «Арпиэль», который работает по двум направлениям:

Первое – профессиональная ориентация учащихся; пропаганда безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста;

второе – укрепление взаимоотношений между учениками четырех возрастных категорий; становление общего коллектива.

На момент 2022 года в нем насчитывается 17 участников: с первого по девятый классы. Над первоклашками шефство взяли шестиклассники, а семиклассники и девятиклассники ведут занятия с третьими и четвертыми классами.

Задачей старшего ученика-наставника является не только находиться рядом с младшим и поддерживать его, но и собственным примером демонстрировать правильный подход к деятельности. Образ первого учителя остается в памяти детей на всю жизнь, именно поэтому ребята-наставники изъявили желание пойти в классы, где преподают их первые учителя. Здесь они быстро нашли общий язык с педагогом и организовали совместную работу. В проведении многих внеклассных мероприятий наставники – незаменимые помощники. В первые дни старшеклассник уделяет больше времени теоретической подготовке (освоение необходимых знаний, умений и навыков по определенным темам), доводит до его сведения всю необходимую информацию, полезную при решении задач обучения и воспитания. Затем наставник всё больше и больше внедряет своего подопечного непосредственно в практическую деятельность. Здесь могут быть использованы различные ролевые игры, помогающие отработать различные ситуации, после которых следует их разбор и обсуждение плюсов и минусов. Старших наставников можно видеть в классе у подопечных и до начала урока, и на переменах, и после уроков тоже.

Интеллектуальным продуктом нашей деятельности является «Портфолио наставника». Наставники в течение рабочего года самостоятельно заполняют его, уделяя большое внимание в их работе тому, что получилось, а что нет, указывают, в каких конкурсах участвовали сами, в каких – их подопечные. Как только бумажный вариант готов, данные переносятся на электронный «Журнал эффективности наставника». Благодаря встроенным графикам, можно отследить, насколько действенной является работа старшего ученика по отношению к младшему, какие показатели можно улучшить, а какие продолжить держать на должном уровне.

Наставничество доказало свою эффективность на протяжении длительного срока своего существования в качестве метода обучения и воспитания детей. Привлекательность данного метода заключается в том, что он выгоден всем сторонам, участвующим в процессе: классным руководителям, ученику-наставнику, ученику-подопечному и самой школе. Поэтому наставничество не утрачивает своей актуальности и в наши дни.

По праву можно считать, что реализуемый проект дает дополнительные ресурсы для воспитания детей в духе ответственности, толерантности, взаимовыручки, способствует выработке у школьников активной жизненной позиции. Дети понимают, что быть наставником ответственно, надо многое уметь самому, чтобы научить другого. Наставничество подстегивает детей совершенствоваться, получать новые знания и навыки. Ученики в ходе наставничества учатся разрешать конфликтные ситуации, договариваться, у них вырабатываются навыки дипломатии.

Можно сказать, что за время реализации проекта наставники стали настоящими помощниками педагогов. В результате проявленной ими инициативы проведено не одно классное и общешкольное мероприятие. Если некоторые наставники изначально были активистами школы, то многих именно этот проект подтолкнул их расширить поле своей деятельности. Организаторские способности наставников совершенствуются изо дня в день. Как отмечают педагоги школы, благодаря реализации проекта, в школе царит общая дружеская атмосфера.

Расширения для Joomla

Недостаточно прав для комментирования

   
   

Социологический опрос «Удовлетворенность системой образования

   

Год спорта в Чунском районе

   

   

Горячая линия по вопросам организации горячего питания обучающихся 8(39567) 2-17-87

   

   
 
   
Июнь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

   

   

   

   

   


   
© 2023 Сайт МОБУ ООШ №16 д. Кулиш. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.